Боремся с угрозой цифрового аутизма
Наш мир стремительно перемещается из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. А это означает, что мы превратились в цивилизацию образов, очень быстро забыв о том, что совсем недавно были цивилизацией мышления.
Это – не умозрительные заключения. Цифровая зависимость становится одной из глобальных проблем, – считает известный психолог, доктор Андрей Курпатов.
Почему возникает цифровая зависимость
Мозг работает в трех режимах. В активном режиме он обрабатывает получаемую информацию, при помощи исполнительской сети. Оценку текущей ситуации позволяет провести сеть выявления значимости. Но есть еще один режим, самый важный, – основной, за который отвечает базовая (дефолтная) система мозга. Он включается тогда, когда человек творит, создает сложные смысловые конструкции, строит зависимости, просчитывает разные аспекты.
В течение первых 25 лет жизни в мозге человека формируются нейронные связи и создаются нейронные сети, которые и будут обеспечивать возможность переключения этих режимов всю оставшуюся жизнь. 25 лет нам требуется, чтобы научиться думать. По сути, в юности мы создаем программный сервер, который потом будет отвечать за мышление. Мы не только учимся, мы программируем свой мозг.
Нынешние молодые люди живут в гиперинформационной среде. И первое, самое неприятное последствие этого – подавление дефолтной системы мозга, которая позволяет ему работать в креативном режиме. Дело в том, что три системы мозга являются антагонистами, и когда активизируется «включается» сеть выявления значимости, перестает работать дефолтная сеть, и наоборот. Постоянное потребление контента активизирует исполнительскую сеть, а дефолтная система, зона мышления, остается без энергии и без работы. По сути, считает Курпатов, люди, не вылезающие из Twitter и Instagram, редко включают голову, мыслят шаблонно, стереотипно, не развиваются.
Цифровой аутизм
Все это сказано о взрослых. Ситуация с детьми еще хуже. 40 % подростков в России, которым еще не исполнилось 10 лет, постоянно «сидят» в смартфонах и компьютерах. Среди 16-летних доля «цифровых» детей достигает 68 %! Это означает, что «сервер» мышления у этих детей находится в спячке и не развивается.
Но это – не единственная проблема. Для того, чтобы дефолтная система мозга снова включилась, ей требуется 23 минуты. Профессор Калифорнийского университета Глория Марк приводит данные исследований, которые утверждают: в 2016 году взрослые в течение дня участвуют примерно в 80 информационных сессиях (телефонные разговоры, совещания и т. п.). Перерыв между ними не превышает 15 минут, а это значит, что дефолтная система мозга остается в бездействии.
Еще в 1996 году количество «экранного» времени человека и времени, которое он уделяет «живому» общению, стало одинаковым. И уже в 2008 году «экранное» время занимало 8 часов в сутки, а на живое общение приходилось только 2,5 часа. Все это привело к тому, что человечество сегодня переживает эпидемию цифрового аутизма – состояния, когда молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, не интересуются чужим внутренним миром. Более того, у людей, которые «отдают» своим смартфонам более 2,5 часов в день резко возрастает доля депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Особенно вредное влияние оказывают на человека социальные сети.
Израильские исследователи, рассказывает доктор Курпатов, попросили людей, которые до сих пор не пользовались смартфонами, начать делать это. В результате у наблюдаемых уже через три месяца возросли социальная настороженность, агрессия, внутреннее напряжение и конформизм.
Мотивации и цели человека зависят от того, насколько его мозг способен конструировать образ будущего. «У вас увеличивается объем подвижной памяти и интеллекта, когда телефона нет с вами, и вы глупеете, когда телефон находится рядом», – резюмирует Курпатов. Изменение потребления информации делит мир на умных и глупых, ведет к утрате навыков и способности к обучению. Наконец, изменения в коммуникациях приводит к цифровому аутизму и цифровой зависимости.
Можно соглашаться или не соглашаться со степенью мрачности картины, которую нарисовал доктор Курпатов. Но нельзя отрицать, что цифровая зависимость действительно стала серьезной проблемой. Более того, работа за компьютером только усиливает ее. Пора принимать меры.
Спасаем детей
Самая серьезная угроза нависла, конечно, над детьми. С тем, что время, которое они проводят за компьютером, смартфоном или планшетом, нужно ограничивать, сегодня вряд ли кто-то будет спорить.
С тем, чтобы помочь взрослым в этой неравной схватке, согласны и разработчики ПО. Производители антивирусов наделяют свои решения функцией Родительского контроля. «Лаборатория Касперского», к примеру, выпустила даже специальный продукт – Kaspersky Safe Kids, который позволяет ограничить общее время работы за компьютером или со смартфоном, получить данные о местоположении детского мобильного устройства и даже блокировать доступ к нежелательному контенту.
Kaspersky Safe Kids распространяется как отдельный продукт, и, одновременно, входит в состав флагманской разработки компании, Kaspersky Total Security. Функция родительского контроля есть и у ESET NOD32 Internet Security.
Помогаем взрослым
Взрослые подвержены негативному влиянию цифровой зависимости не меньше, чем дети. Их положение осложняется еще и тем, что 8-часовой рабочий день часто приковывает к компьютеру, не позволяя отвлечься от экрана. И помочь тут может в первую очередь сам работодатель.
Прежде всего – стоит подумать о роботах, которым можно поручить рутинные операции, которые заставляют мозг сотрудника работать в активном режиме. Роботы помогут отвлечься от выполнения постоянно повторяющихся операций, навести порядок в информационном хаосе. В конце концов, сегодня человека нанимают не «отбывать часы», а работать головой, принося пользу там, где автомат бесполезен. Мы уже писали о RPA – программах, которые помогают избавить человека от рутины.
Будут полезны и решения, которые позволяют управлять задачами. В конце концов, грамотное планирование рабочего дня обеспечивают человеку возможность переключать свое внимание между разными задачами, разными операциями и, конечно, между разными режимами работы мозга. Выбрать решение для того, чтобы грамотно распределить задачи в коллективе непросто, но зато и выбор их весьма велик.
Наконец, стоит озаботиться и тем, чтобы сформировать в коллективе творческую атмосферу, в которой работать не только приятно, но и полезно. В конце концов, благополучие команды – залог успеха бизнеса. И для его достижения будет весьма полезно использовать специализированные HR-решения, которые позволяют управлять с умом: понимать своих сотрудников, добиваться их вовлеченности. И – избавлять от цифровой зависимости.