Top.Mail.Ru
Вход
Регистрация

SaaS и IaaS

SaaS и IaaS

SaaS и IaaS

Мы сегодня поговорим о теме, которая кажется избитой и банальной. Но на практике оказывается, что многие малые и даже средние компании совсем не понимают разницы между двумя основными видами облачных сервисов.

Казалось бы, облаками пользуется сегодня практически любая компания. Для микробизнесов они вообще стали палочкой-выручалочкой. За сравнительно скромные деньги можно получить в готовом виде все необходимое для работы. Часто даже устанавливать ПО на компьютер нет нужды. А с ростом бизнеса выбор идет уже между облачными решениями, и on-premise даже не рассматривается.

Но вот в отношении облачной инфраструктуры до сих пор существует недопонимание.

Софт и инфраструктура

Моделей использования облаков много, но основными остаются две – софт и инфраструктура.

SaaS (Software as a Service) – самая распространенная и самая известная модель. Это – программное обеспечение по подписке. В качестве примера можно привести офисные системы, различные специализированные сервисы, видеоконференцсвязь.

Всем известные G Suite, Microsoft 365, онлайн-бухгалтерии – все эти системы можно взять в аренду. И совершенно неважно, как именно к ним получает доступ пользователь, через браузер или при помощи специального клиента, устанавливаемого на компьютер.

SaaS-сервисы очень напоминают обычные «коробочные» решения. Разница только в том, что их не приходится покупать единоразово за большие деньги – оплата осуществляется помесячно, небольшими траншами. Но и уровень доверия подписчика к провайдеру при этой модели – максимальный. Вмешаться в работу решения или как-то изменить его функциональность здесь невозможно. 

Облачная инфраструктура, или IaaS (Infrastructure as a Service) – вторая из наиболее востребованных моделей использования облаков. В этом случае подписка осуществляется не на ПО или сервисы, а на вычислительные мощности. 

Самый простой и очевидный пример – компания вместо того, чтобы покупать и потом обслуживать собственный сервер, арендует его у облачного провайдера. Такой сервис можно использовать так же, как и собственный физический – развернуть корпоративную систему (например –), организовать файловое хранилище, разместить на нем CRM-систему, использовать арендованные мощности для хранения резервных копий.

Особенности выбора

В случае с ПО как с сервисом все понятно. SaaS позволяет экономить за счет перевода затрат на софт из капитальных в операционные. Да, в итоге подписчик заплатит даже больше, чем при покупке коробки, но эти затраты будут распределены на значительный временной промежуток. Согласитесь: платить по 300 рублей каждый месяц гораздо проще, чем выложить один раз 10 тысяч.

Казалось бы, с IaaS мы достигаем такой же экономии, но только на аренде не ПО, а условного сервера. Но достоинства IaaS куда глубже.

IaaS заказчик выбирает чаще всего тогда, когда использует сервисы, нуждающиеся в кастомизации и контроле. Например, корпоративная электронная почта не требует глубокой кастомизации, достаточно «раздать» почтовые ящики пользователям и определиться с их размером. А вот корпоративная информационная система на платформе 1С нуждается в специфических настройках. Использовать ее «из коробки» не получится – потребуется облачная инфраструктура. Поэтому большинство заказчиков, выбирающих IaaS – не малые, а средние компании. 

Важные отличия SaaS и IaaS

Отличительная черта SaaS состоит в том, что такие сервисы используются «как есть», то есть в том виде, как его предлагает провайдер. Да, компания-подписчик или даже отдельные пользователи могут настроить сервис «под себя», определив права доступа для сотрудников, выбрав отдельные составляющие в пакетах или наиболее востребованные функции в интерфейсе. 

Но ответственность за работоспособность сервиса в модели SaaS всегда несет облачный провайдер. Именно его специалисты занимаются поддержкой серверов, на которых базируется система, обеспечивают их доступность, проводят обновление системы.

А вот при подписке на облачную инфраструктуру компании-заказчику придется столкнуться с необходимостью самостоятельно заниматься обеспечением ее работоспособности. Провайдер только обеспечивает доступ к серверам. Все остальное – установку ПО, его настройку и поддержку придется взять на себя подписчику. И таких задач достаточно много. Нужно определить права доступа для отдельных пользователей, приобрести необходимое ПО и обеспечить его обновление, позаботиться об информационной безопасности, обеспечить регулярный мониторинг.

Кто отвечает за облака

Эти отличия SaaS от IaaS определяют и разные роли провайдера и подписчика при использовании разных облачных моделей. Компания, выбравшая SaaS, по сути, может «умыть руки». Ей остается только, проведя первичные настройки, следить за регулярной оплатой счетов от провайдера. 

Системный администратор для обслуживания SaaS-подписки компании не требуется. С этой задачей легко справится сотрудник, который не имеет специальной подготовки. Разве что первоначальную подписку лучше провести под наблюдением специалиста (и такую услугу можно заказать у провайдера). Таким образом, всю ответственность за работоспособность SaaS-сервиса берет на себя провайдер.

А вот с облачной инфраструктурой придется «попотеть». И для того, чтобы обеспечить ее работоспособность, потребуется грамотный специалист, который возьмет на себя решение всех задач, связанных с администрированием и поддержкой. Провайдер, обеспечив работоспособность и доступность инфраструктуры, уступает свое место специалистам компании-подписчика. И ответственность за работоспособность сервиса будут нести обе стороны: провайдер – за соответствие сервиса заявленным характеристикам, а заказчик – за все остальное.

Опыт компании «Системный софт» показывает: не все заказчики понимают разницу между SaaS и IaaS. Увы, многие компании из сегмента малого и среднего бизнеса продолжают относиться к облачной инфраструктуре так же, как и к софту по подписке. (Здесь стоит специально оговориться: речь идет именно о малом и среднем бизнесе. Крупные корпорации, которые имеют в своем распоряжении целые ИТ-департаменты, разницу между SaaS и IaaS прекрасно осознают).

Такое недопонимание приводит к тому, что к арендованной облачной инфраструктуре многие компании продолжают относиться так же, как к SaaS-сервису, не уделяя ей должного внимания. И, в худшем случае виртуальная инфраструктура оказывается неработоспособной, а в лучшем – неэффективной.

Что делать с IaaS

Решение этой проблемы, на самом деле, не отличается сложностью. Для того, чтобы добиться от IaaS-сервиса должной отдачи, компании достаточно приобрести одновременно с подпиской, еще и услуги провайдера, связанные с ее поддержкой.

Многие заказчики такой возможностью не пользуются. Причин такого пренебрежения две. Первая – стремление сэкономить на услуге, необходимость которой на первый взгляд кажется неочевидной. Вторая причина – утилитарная. Связана она с тем, что во многих компаниях имеются собственные, штатные или «привлекаемые» ИТ-специалисты. Первоначально предполагается, что их квалификации хватит для того, чтобы заниматься поддержкой облачной инфраструктуры. На деле же оказывается, что такой подход работает не всегда. 

Чтобы заниматься всерьез виртуальной инфраструктурой, потребуется не эникейщик, а грамотный специалист, который хорошо знает особенности администрирования и корпоративных сервисов, и облачных систем.



Самое читаемое

672 | SoftPowerTDMS Фарватер – эффективный инструмент управления BIM-проектами 618 | Акции и скидкиТруконф безвозмездно предоставляет лицензии на корпоративный мессенджер и ВКС-платформу TrueConf Serveс при переходе с решений Microsoft 511 | Записи вебинаровАвтоматизация обработки документации с интеллектуальной обработкой от Content AI (ex-ABBYY) 501 | Записи вебинаровИнтервью о новом продукте SimpleOne SDLC: "Как управлять разработкой ПО" 499 | Записи вебинаровКак организовать ТИМ на базе Платформы nanoCAD 488 | Записи вебинаровПодготовка информационной модели к прохождению государственной экспертизы с помощью BIMIT 486 | Записи вебинаровPRO32 Endpoint Security - надёжная защита конечных точек 482 | Записи вебинаровЦифровизация торговых сетей с помощью BPM-системы «Первая Форма». Кейс ВкусВилл. 477 | Записи вебинаровTest IT: Переход на российское ПО и как помочь командам QA? 476 | Записи вебинаровReClouds и nanoCAD GeoniCS –комбинация для точного проектирования и подсчёта объёмов работ 471 | Записи вебинаровВиртуализация zVirt: удобная миграция с VMware аварийное восстановление на резервной площадке 471 | Записи вебинаровRConf: российская платформа защищенных коммуникаций с искусственным интеллектом 461 | Новости вендоровКомпания «СайберПик» объявила о получении сертификата ФСТЭК России на DCAP/DAG решение «Спектр» 423 | Новости Syssoft«Системный софт» будет поставлять бизнесу корпоративный мессенджер Compass 393 | Новости Syssoft«Системный софт» и производитель low-code платформы Scalaxi заключили соглашение о партнерстве 375 | ВебинарыПереход на EvaTeam: онлайн мастер-класс по миграции с Atlassian