Top.Mail.Ru
Вход
Регистрация

Софт персоны: чем пользуется Павел Кулагин, гоночный инженер команды RUMOS RACING

Софт персоны: чем пользуется Павел Кулагин, гоночный инженер команды RUMOS RACING

Софт персоны: чем пользуется Павел Кулагин, гоночный инженер команды RUMOS RACING

Справка. Автоспортивная команда RUMOS RACING создана в 2019 году пилотом и предпринимателем Львом Толкачевым. За несколько месяцев с нуля построена собственная база, расположенная на картодроме РУМОС-СПОРТ в Твери, набран штат профессиональных сотрудников, закуплено все необходимое оборудование и техника, позволяющая выступать в России и в европейских чемпионатах.

В том же году RUMOS RACING дебютировала двумя машинами класса «туринг» в российском чемпионате и гоночной серии ТСR Italy. В 2020 году команда была представлена уже в трех автоспортивных дисциплинах — спортивном картинге, автокроссе, а также в «кольце», где к двум болидам Seat класса Туринг прибавились два автомобиля категории S1600 и одна машина юниорского класса.

В межсезонье силами команды и при непосредственном участии технического директора и гоночного инженера RUMOS RACING Павла Кулагина для вице-чемпиона Ефима Гантмахера на базе KIA X-Line была построена гоночная машина класса S1600, которая позволила пилоту взять серебро по итогам сезона в личном и командном зачете. В 2021 году команда готовится объявить о новых пилотах в своем составе, показать убедительные результаты и подарить зрителям целый сезон драйва и адреналина.

Из инженеров в механики и обратно

Путь к карьере гоночного инженера я начинал с не самых быстрых транспортных средств. После окончания Московского автомеханического института по специальности «Автомобили и тракторостроение» мне довелось какое-то время поработать на ЗиЛе. Туда я устроился практически накануне завершения обучения в вузе, чтобы совместить преддипломную практику и, если получится, остаться на предприятии.

Меня определили в бюро общей компоновки. В этом отделе инженеры занимались проработкой всего автомобиля и решали, где, как и почему в машине будут размещаться те или иные узлы и агрегаты.

Уже тогда компоновщики широко применяли системы автоматизированного проектирования, поэтому мой навык работы с САПР оказался весьма кстати. Его я получил еще в студенческие годы, когда стало очевидно, что проектирование машин очень скоро перейдет в цифровой вид. Так что вместо премудростей работы за кульманом я осваивал Autodesk AutoCAD и платформу CATIA разработки концерна Dassault Systèmes.

Купить лицензию Autodesk AutoCAD можно здесь >>>

Первый шаг в автоспорт я сделал 2003 году, когда принял предложение поработать механиком от компании «Карт Моторс», чье спортивное отделение Racing Art организовывало Кубок Honda Civic. Там пилоты соревновались на машинах одноименной модели. За пару лет я неплохо узнал, как работает индустрия, и в 2005-м был приглашен в «АртЛайн Инжиниринг». Нам вместе с командой других инженеров работать над проектом создания автомобиля «Формулы-3».

С профессиональной точки зрения это было круто — сделать то, чего ни в России, ни в ближнем зарубежье до нас не делал никто. Опыт в составе «АртЛайн Инжиниринг» помог не только реализовать навыки инженера-компоновщика, но открыть для себя новую область знаний: я познакомился с системами телеметрии и приложениями для их анализа. Сейчас это важная часть моей работы.

Контроль.jpg

Джентльменский набор

Если говорить про мой «рабочий» комплект софта, то начать, как ни странно, следует с офисного пакета. Планирование тренировочных сессий и гоночных этапов, электронная переписка с коллегами и подрядчиками, подготовка и редактирование документов, таблицы на все случаи жизни (от бюджета на доработку машины до учета колес на гонке или тренировке)... Да-да, в работе гоночного инженера достаточно рутины, с которой офисный пакет так или иначе помогает справляться.

Затем — САПР. В кольцевых машинах созданных с нуля частей не так много. Технический регламент гоночных серий ограничивает подобное «творчество» команд и дает возможность делать с чистого листа только отдельные детали — скажем, опоры двигателя, подвески и коробки передач, а также второстепенные элементы конструкции и интерьера.

Вместе с тем, мы в команде активно используем САПР в связке с 3D-принтером для прототипирования. Такой подход помогает быстро получить макет детали в натуральную величину. Если напечатанный из полимера прототип подходит, можно заказывать настоящую деталь на производстве.

Машина с нуля.JPG

Далее — телеметрия. За свою карьеру я так или иначе смог познакомиться практически со всеми серийными системами телеметрии. Сейчас в основном имею дело с системой AiM — она широко распространена в автоспорте. Не бывает такого, что после тренировки, квалификации или гонки машина просто заезжает в бокс и ждет следующего выезда на трек. Сразу же, как замолкает двигатель, к автомобилю подключают компьютер и скачивают данные, собранные телеметрическим комплексом.

Если совсем просто, то такой комплекс представляет собой огромное количество датчиков, разбросанных по всему автомобилю. Помимо привычных параметров — скорость, число оборотов коленвала в минуту, напряжение в бортовой сети и пр. — они фиксирую чисто «гоночные» показатели, такие как продольные и поперечные перегрузки, положение подвески, давление в тормозных контурах и многие другие. Данные от датчиков стекаются в мозг системы телеметрии, называемый дата-логгером, где и хранятся до извлечения гоночным инженером.

Собранные данные анализируются с помощью специального ПО. Обычно, если софт создан компанией-производителем телеметрического комплекса, то его цена входит в стоимость дата-логгера и комплекта датчиков.

Soft = power

Телеметрия и ПО играют ключевую роль в работе команды на результат. Они помогают понять, что пилот делает правильно, где ошибается, и сколько времени можно выиграть, если помочь ему эти ошибки компенсировать. Телеметрия и ее анализ дают возможность убедиться, что системы автомобиля функционируют правильно. Все вместе помогает дать непредвзятую оценку работы связки «пилот+автомобиль».

Почему это важно? Мне довелось поработать с большим количеством пилотов. У каждого собственный опыт, свой стиль управления машиной, свои предпочтения, связанные с характером автомобиля. Далеко не каждый пилот может доходчиво объяснить, что не так с машиной в тех или иных условиях, и как именно он хотел бы поменять ее поведение, чтобы поехать быстрее. Анализ телеметрических данных помогает получить реальную картину и внести в настройки соответствующие изменения.

Инженер и пилот.jpg

Данные с телеметрических комплексов могут стать фундаментом будущих побед, поэтому они бережно хранятся и никогда не удаляются. Например, зная прошлогоднее время круга на автодроме Moscow Raceway и соотнеся их с актуальной конфигурацией автомобиля, можно задать некую отправную точку в настройках машины. И подбираться к лучшим результатам шаг за шагом, тем или иным образом меняя настройки, отслеживая изменения через телеметрию и прислушиваясь к пожеланиям пилота.

Всё по-взрослому

Вообще вклад программного обеспечения в победу в гонках становится все более значимым. От телеметрии и платформ проектирования отдельных узлов гоночного автомобиля до банальных электронных таблиц, в которых команда ведет учет используемых в гонках и тренировках спортивных шин — без всего этого «взрослый» автоспорт представит уже нельзя.

Более того, профессиональный подход к поиску лучших результатов и «быстрых» настроек так или иначе проникает в любительский автоспорт. Завсегдатаи трек-дней (покатушек по настоящим гоночным трассам для всех желающих на своих автомобилях) превращают в дата-логгеры свои смартфоны — устанавливают на них специальные приложения типа RaceChrono, чтобы лучше понимать, как быстры их машины и насколько они хороши как пилоты. Пользоваться таким ПО осмысленно — вполне серьезный шаг к будущим победам.



Самое читаемое

1243 | Акции и скидкиСпеццены на 3D САПР nanoCAD Механика PRO: от 1000 рублей в 2024 году 576 | Акции и скидкиАкция до конца лета на решения Pixso и Boardmix – альтернатива популярным решениям Figma и Miro. 572 | Новости Syssoft«Системный софт» стал крупнейшим партнером по продаже PRO32 Connect 553 | Новости вендоровОбновление мессенджера Compass: видеоконференции на 500+ участников 544 | Акции и скидкиПерейди со Slack, Teams или ICQ на российский Compass со скидкой 30% до конца года 535 | Записи вебинаровКак создать профессиональный отчет с диаграммами в Редакторе презентаций от Р7 Офис с помощью Slider 516 | SoftPowerСовместная работа в CADLib на базе продуктов Model Studio CS 394 | Новости вендоровКомпания «Нанософт» объявила о выходе Платформы nanoCAD под Linux для операционной системы РОСА Хром 375 | Новости вендоровКомпания «Нанософт» объявила о выходе технического обновления системы управления проектированием - TDMS Фарватер 24.1 374 | Новости вендоровКомпания Витро Софт объявила о выпуске новой версии Vitro-CAD 2024.1 331 | Новости вендоровPostgres Pro Enterprise Manager 1.5: обновление платформы для управления и мониторинга СУБД Postgres Pro 299 | Акции и скидкиСпециальные условия на покупку ПК ЛИРА 10 летом 2024 года 257 | Акции и скидкиЗащитите свой бизнес с выгодой: экономия до 33% на межсетевые экраны UserGate C100, D200, D500 247 | Акции и скидкиСпециальное предложение от МТС Линк при переходе с MS Teams, Zoom, Slack и других зарубежных ВКС-решений 215 | Новости вендоровКомпания ТруКонф выпустила обновление своего ВКС-сервера - TrueConf MCU 2.1 203 | Новости вендоровКомпания SimpleOne объявила о выпуске обновления SimpleOne SDLC версии 1.2.0.