Софт персоны: чем пользуется Павел Кулагин, гоночный инженер команды RUMOS RACING

Софт персоны: чем пользуется Павел Кулагин, гоночный инженер команды RUMOS RACING

Софт персоны: чем пользуется Павел Кулагин, гоночный инженер команды RUMOS RACING

Справка. Автоспортивная команда RUMOS RACING создана в 2019 году пилотом и предпринимателем Львом Толкачевым. За несколько месяцев с нуля построена собственная база, расположенная на картодроме РУМОС-СПОРТ в Твери, набран штат профессиональных сотрудников, закуплено все необходимое оборудование и техника, позволяющая выступать в России и в европейских чемпионатах.

В том же году RUMOS RACING дебютировала двумя машинами класса «туринг» в российском чемпионате и гоночной серии ТСR Italy. В 2020 году команда была представлена уже в трех автоспортивных дисциплинах — спортивном картинге, автокроссе, а также в «кольце», где к двум болидам Seat класса Туринг прибавились два автомобиля категории S1600 и одна машина юниорского класса.

В межсезонье силами команды и при непосредственном участии технического директора и гоночного инженера RUMOS RACING Павла Кулагина для вице-чемпиона Ефима Гантмахера на базе KIA X-Line была построена гоночная машина класса S1600, которая позволила пилоту взять серебро по итогам сезона в личном и командном зачете. В 2021 году команда готовится объявить о новых пилотах в своем составе, показать убедительные результаты и подарить зрителям целый сезон драйва и адреналина.

Из инженеров в механики и обратно

Путь к карьере гоночного инженера я начинал с не самых быстрых транспортных средств. После окончания Московского автомеханического института по специальности «Автомобили и тракторостроение» мне довелось какое-то время поработать на ЗиЛе. Туда я устроился практически накануне завершения обучения в вузе, чтобы совместить преддипломную практику и, если получится, остаться на предприятии.

Меня определили в бюро общей компоновки. В этом отделе инженеры занимались проработкой всего автомобиля и решали, где, как и почему в машине будут размещаться те или иные узлы и агрегаты.

Уже тогда компоновщики широко применяли системы автоматизированного проектирования, поэтому мой навык работы с САПР оказался весьма кстати. Его я получил еще в студенческие годы, когда стало очевидно, что проектирование машин очень скоро перейдет в цифровой вид. Так что вместо премудростей работы за кульманом я осваивал Autodesk AutoCAD и платформу CATIA разработки концерна Dassault Systèmes.

Купить лицензию Autodesk AutoCAD можно здесь >>>

Первый шаг в автоспорт я сделал 2003 году, когда принял предложение поработать механиком от компании «Карт Моторс», чье спортивное отделение Racing Art организовывало Кубок Honda Civic. Там пилоты соревновались на машинах одноименной модели. За пару лет я неплохо узнал, как работает индустрия, и в 2005-м был приглашен в «АртЛайн Инжиниринг». Нам вместе с командой других инженеров работать над проектом создания автомобиля «Формулы-3».

С профессиональной точки зрения это было круто — сделать то, чего ни в России, ни в ближнем зарубежье до нас не делал никто. Опыт в составе «АртЛайн Инжиниринг» помог не только реализовать навыки инженера-компоновщика, но открыть для себя новую область знаний: я познакомился с системами телеметрии и приложениями для их анализа. Сейчас это важная часть моей работы.

Контроль.jpg

Джентльменский набор

Если говорить про мой «рабочий» комплект софта, то начать, как ни странно, следует с офисного пакета. Планирование тренировочных сессий и гоночных этапов, электронная переписка с коллегами и подрядчиками, подготовка и редактирование документов, таблицы на все случаи жизни (от бюджета на доработку машины до учета колес на гонке или тренировке)... Да-да, в работе гоночного инженера достаточно рутины, с которой офисный пакет так или иначе помогает справляться.

Затем — САПР. В кольцевых машинах созданных с нуля частей не так много. Технический регламент гоночных серий ограничивает подобное «творчество» команд и дает возможность делать с чистого листа только отдельные детали — скажем, опоры двигателя, подвески и коробки передач, а также второстепенные элементы конструкции и интерьера.

Вместе с тем, мы в команде активно используем САПР в связке с 3D-принтером для прототипирования. Такой подход помогает быстро получить макет детали в натуральную величину. Если напечатанный из полимера прототип подходит, можно заказывать настоящую деталь на производстве.

Машина с нуля.JPG

Далее — телеметрия. За свою карьеру я так или иначе смог познакомиться практически со всеми серийными системами телеметрии. Сейчас в основном имею дело с системой AiM — она широко распространена в автоспорте. Не бывает такого, что после тренировки, квалификации или гонки машина просто заезжает в бокс и ждет следующего выезда на трек. Сразу же, как замолкает двигатель, к автомобилю подключают компьютер и скачивают данные, собранные телеметрическим комплексом.

Если совсем просто, то такой комплекс представляет собой огромное количество датчиков, разбросанных по всему автомобилю. Помимо привычных параметров — скорость, число оборотов коленвала в минуту, напряжение в бортовой сети и пр. — они фиксирую чисто «гоночные» показатели, такие как продольные и поперечные перегрузки, положение подвески, давление в тормозных контурах и многие другие. Данные от датчиков стекаются в мозг системы телеметрии, называемый дата-логгером, где и хранятся до извлечения гоночным инженером.

Собранные данные анализируются с помощью специального ПО. Обычно, если софт создан компанией-производителем телеметрического комплекса, то его цена входит в стоимость дата-логгера и комплекта датчиков.

Soft = power

Телеметрия и ПО играют ключевую роль в работе команды на результат. Они помогают понять, что пилот делает правильно, где ошибается, и сколько времени можно выиграть, если помочь ему эти ошибки компенсировать. Телеметрия и ее анализ дают возможность убедиться, что системы автомобиля функционируют правильно. Все вместе помогает дать непредвзятую оценку работы связки «пилот+автомобиль».

Почему это важно? Мне довелось поработать с большим количеством пилотов. У каждого собственный опыт, свой стиль управления машиной, свои предпочтения, связанные с характером автомобиля. Далеко не каждый пилот может доходчиво объяснить, что не так с машиной в тех или иных условиях, и как именно он хотел бы поменять ее поведение, чтобы поехать быстрее. Анализ телеметрических данных помогает получить реальную картину и внести в настройки соответствующие изменения.

Инженер и пилот.jpg

Данные с телеметрических комплексов могут стать фундаментом будущих побед, поэтому они бережно хранятся и никогда не удаляются. Например, зная прошлогоднее время круга на автодроме Moscow Raceway и соотнеся их с актуальной конфигурацией автомобиля, можно задать некую отправную точку в настройках машины. И подбираться к лучшим результатам шаг за шагом, тем или иным образом меняя настройки, отслеживая изменения через телеметрию и прислушиваясь к пожеланиям пилота.

Всё по-взрослому

Вообще вклад программного обеспечения в победу в гонках становится все более значимым. От телеметрии и платформ проектирования отдельных узлов гоночного автомобиля до банальных электронных таблиц, в которых команда ведет учет используемых в гонках и тренировках спортивных шин — без всего этого «взрослый» автоспорт представит уже нельзя.

Более того, профессиональный подход к поиску лучших результатов и «быстрых» настроек так или иначе проникает в любительский автоспорт. Завсегдатаи трек-дней (покатушек по настоящим гоночным трассам для всех желающих на своих автомобилях) превращают в дата-логгеры свои смартфоны — устанавливают на них специальные приложения типа RaceChrono, чтобы лучше понимать, как быстры их машины и насколько они хороши как пилоты. Пользоваться таким ПО осмысленно — вполне серьезный шаг к будущим победам.

Самое читаемое

565 | SoftPowerSketchUp для дизайна интерьеров 349 | Новости SyssoftSyssoft вошел в рейтинг крупнейших ИТ-компаний России 271 | Анонсы вебинаровNutanix для начинающих. А можно все HCI посмотреть... 263 | Анонсы вебинаровTeamViewer Corporate: мониторинг и управление ресурсами 257 | SoftPowerСофт персоны: чем пользуется Настя Понедельник, известный кулинар и фудблогер 174 | Анонсы вебинаровТиповые архитектуры и сценарии использования VMware vSAN 172 | Анонсы вебинаровМультимедийная инфраструктура для комплексного оборудования помещений 162 | Анонсы вебинаровКак оптимизировать условия работы инженеров САПР на базе решений Dell и Autodesk 162 | Записи вебинаровКак выбрать тарифный план Microsoft 365 или Office 365? 154 | Записи вебинаровAmazon Web Services: резервное копирование и восстановление 153 | Акции и скидкиДополнительная скидка 15% на новые лицензии TeamViewer 153 | Записи вебинаровОбзор возможностей NX CAD 1953 152 | Записи вебинаровCisco Duo: многофакторная аутентификация 147 | Записи вебинаровИспользование Teamwork для организации коллективного проектирования в ARCHICAD 141 | Записи вебинаровИндустриализация аддитивного производства. Что нового в NX AТ 1953? 140 | Записи вебинаровНовое от Adobe в лицензировании SMB. Продукты PRO, Stock и другие
1527 | SoftPowerKaspersky Sandbox: бюджетная защита от неизвестных угроз 1061 | Акции и скидкиAdobe Acrobat для работы с PDF файлами со скидкой 10% 913 | SoftPowerКак SolarWinds делает мониторинг сети простым и понятным 565 | SoftPowerSketchUp для дизайна интерьеров 463 | Анонсы вебинаровAmazon Web Services: резервное копирование и восстановление 451 | Акции и скидкиЭкономьте на использовании продуктов Adobe 414 | Анонсы вебинаровКорпоративное обучение на потоке. Как перевести развитие сотрудников в онлайн-формат 373 | Анонсы вебинаровCisco Duo: многофакторная аутентификация 349 | Новости SyssoftSyssoft вошел в рейтинг крупнейших ИТ-компаний России 271 | Анонсы вебинаровNutanix для начинающих. А можно все HCI посмотреть... 263 | Анонсы вебинаровTeamViewer Corporate: мониторинг и управление ресурсами 257 | SoftPowerСофт персоны: чем пользуется Настя Понедельник, известный кулинар и фудблогер 214 | Акции и скидкиДополнительная скидка 10% на новые лицензии TeamViewer 174 | Анонсы вебинаровТиповые архитектуры и сценарии использования VMware vSAN 172 | Анонсы вебинаровМультимедийная инфраструктура для комплексного оборудования помещений 162 | Анонсы вебинаровКак оптимизировать условия работы инженеров САПР на базе решений Dell и Autodesk

Похожие материалы

Cпециальное предложение на приобретение пакета Teamcenter Rapid Start+Solid Edge: каждая третья лицензия бесплатно

C 01 апреля по 20 сентября 2020 г. будет действовать специальное предложение на приобретение пакета Teamcenter Rapid Start+Solid Edge: каждая третья лицензия предоставляется заказчику бесплатно!

2607