Top.Mail.Ru
Вход
Регистрация

По дороге с облаками

По дороге с облаками

По дороге с облаками

Во второй половине 2020 года в сообществах пользователей Atlassian начали обсуждать новость о переходе компании к облачному принципу дистрибуции своих продуктов. Решение Atlassian о миграции в cloud далеко не всеми было воспринято позитивно. Причины – и отказ от самой популярной линейки продуктов Server Edition, и кажущийся слишком резким драйв в сторону облака, который вынуждает пользователей принимать не самые простые решения.

Зачем Atlassian нужно облако

Atlassian – не первая и не последняя компания, принявшая решение сделать ставку на облако. Microsoft, Adobe и другие гиганты благодаря переходу на модель cloud first получили возможность прогнозировать развитие бизнеса, прирост пользователей и выручки. Вендор перестает быть зависимым от текущих продаж и может перевести дух в постоянной борьбе за капитализацию.

А еще вместо зоопарка версий, которые установлены у тысяч пользователей по всему миру, службы поддержки получают четкую и предсказуемую картину, могут планировать свою работу, оптимизировать штат, избавиться от многочисленных сервисных служб, распределенных по всему миру. Иными словами, выгода для вендора очевидна. 

Vendor-lock

Уже упоминавшиеся Microsoft и Adobe – два ярких примера разных моделей перехода в облако. Microsoft ведет себя крайне аккуратно, и, активно продвигая облачный Office 365 (нынешний Microsoft 365), продолжает выпускать и обычную коробочную версию пакета. И, стоит отметить, что многие отдают предпочтение именно ему. 

Adobe поступила радикально, и в один прекрасный день ее пользователи вынуждены были оформить подписку на Adobe Creative Cloud. Более того, компания ликвидировала часть своих региональных офисов, показав, что для подписки на облако совершенно необязательно содержать коммерческие структуры в разных странах.

И тот, и другой путь – разные способы удержать аудиторию. Да, привязка к поставщику неприятна пользователям, мешает конкурентам и осуждается регуляторами. Но она часто неизбежна для тех компаний, которые доминируют в своем сегменте. И Atlassian, сформировавшая сплоченное сообщество пользователей, которые часто не видят серьезной альтернативы ее продуктам – не исключение.

Однако, стоит ли упорно осуждать стремление вендоров ПО привязать пользователей? Сегодня на рынке присутствуют в лучшем случае три платформы для ПК, единственный офисный пакет, пара вариантов пакетов для работы с графикой, не более пяти платформ виртуализации. Разве что браузеров – целая россыпь. Но, если учесть, что большинство их работают на Chromium (даже Microsoft была вынуждена перейти на этот движок), в реальности конкурируют две-три разработки. Vendor-lock – политика, далекая от идеала, но формирующая работающую модель. Осуждать – можно, а отрицать – глупо. 

Как Atlassian уйдет в облако

В Atlassian выбрали агрессивную модель миграции в облако. 16 октября 2020 года о намерениях компании сообщил в своем блоге ее сооснователь Скотт Фаркуар. Он назвал переход в облако путешествием, заявил, что компания намерена совершить его вместе с пользователями и тут же поставил их перед фактом: начиная со 2 февраля 2021 года прекращается продажа новых лицензий линейки продуктов Server Edition, а стоимость продления поддержки и обновления возрастет. Окончательно поддержка Server Edition прекратится 2 февраля 2024 года.

До сих пор продукты Atlassian выпускались в трех версиях: Server, Data Center и Cloud. Их используют отнюдь не только компании-разработчики (до сих пор они отдавали предпочтение Server). Atlassian планомерно расширяет аудиторию за счет крупных компаний, представляющих не-ИТ сегменты, которые являются основной аудиторией версий Cloud и Data Center. Получается, что именно для этой аудитории и затеяно «путешествие в облака».

Что делать тем, кто работал с Server 

Итак, начиная со 2 февраля 2021 года пользователям Server придется выбрать один из трех вариантов продолжения продуктов Atlassian:

- мигрировать в облако, как того добивается Atlassian, при этом тем, кто присоединится к «путешествию», обещаны скидки на ближайшие три года;

- перейти на использование версии Data Center, которая имеет ту же, что и Server кодовую базу, но ориентирована на крупные компании, с 500 пользователей и более (скидки обещаны и тем, кто выберет такой вариант);

- отложить окончательное решение (ждать можно еще три года), но при этом пойти на увеличение платежей за поддержку и продление лицензий используемого продукта.

С какими проблемами столкнутся те, кто перейдет в облако

Если выбор в пользу версии Data Centre обещает только рост стоимости лицензий, то переход на Cloud вместе с преимуществами сулит и вызовы. Правда, значительная часть пользователей Server с ними не столкнется. Но для некоторых компаний сложности все же могут возникнуть.

Первая – соответствие облачных продуктов требованиям российского закона «О персональных данных». Дело в том, что для размещения своих сервисов Atlassian использует иностранные облачные платформы, в первую очередь – Amazon Web Services. В этой связи части компаний предстоит решить вопрос со сбором и хранением персональных данных, которые, как известно, должны размещаться на территории России.

Вторая сложность связана с тем, что продукты Atlassian во многих компаниях используются вместе с другими решениями. Примеров интеграций множество, часто для того, чтобы осуществить их пользователям пришлось приложить немало усилий: разрабатывать модули, нести прямые и косвенные затраты. Насколько работоспособными окажутся эти интеграции при переходе на Atlassian Cloud еще предстоит определить. Четкого ответа на этот вопрос пока нет.

Почему все-таки стоит отправиться в облако

И, тем не менее, переходить на Atlassian Cloud придется. И дело не только в том, что Atlassian не оставляет альтернативы. Облака уже перестали быть альтернативой решениям on-premise (установленное на площадке заказчика), став основной формой дистрибуции и использования софта. Дрейф в сторону cloud осуществляют все ведущие вендоры ПО. Более того, стратегически облачные версии выгоднее и пользователям.

Поддержка силами вендора, использование только актуальных версий, оптимизация затрат на лицензирование и поддержку – все это говорить в пользу SaaS-модели. И любая миграция, какой бы сложной она не оказывалась, в итоге оказывается взаимовыгодной, и для вендора, и для пользователей.



Самое читаемое