Top.Mail.Ru
Вход
Регистрация

Как много в этом звуке…

Как много в этом звуке…

Как много в этом звуке…

С момента появления первых устройств для воспроизведения звука – граммофонов, огромных, как мамонты, человек стремился «носить» любимую музыку с собой. Примитивные патефоны, в которых звук передавался через мембрану, переносные магнитофоны (были даже носимые вертушки для виниловых пластинок), а потом и кассетники – эволюция бытовой аудиотехники всегда шла по пути мобильности. 

Но настоящую революцию здесь, конечно, произвели плееры. Первый Walkman, выпущенный в конце 70-х компанией Sony, произвел фурор. Теперь с музыкой действительно можно было не расставаться, причем – не мешая (хорошо, почти не мешая) окружающим.

Как создавался MP3

Может показаться удивительным, но история формата MP3, который сделал музыкальные плееры повсеместным явлением, начинается еще в те годы, когда альтернативы компакт-кассетам с магнитной лентой практически не было. 

В начале 80-х в университете Эрланген-Нюрнберг (Германия) была создана исследовательская группа. Ее задачей стала разработка технологии, которая позволила бы передавать музыку по телефонным линиям ISDN. Возглавил группу Карлхайнц Бранденбург. Попытки студентов и аспирантов, вошедших в эту группу, оказались малоуспешными – их сдерживал недостаток вычислительной мощности у тогдашних компьютеров. Но, тем не менее, свою работу они не бросили.

Когда в 1988 году ISO (международная организация по стандартизации) объявила конкурс по созданию единой технологии звукового кодирования, группа Бранденбурга пополнилась новыми исследователями и трансформировалась в организацию, получившую название MPEG (Moving Picture Experts Group – Группа экспертов по движущимся изображениям). Занималась она уже кодированием не только аудио, но и видео. В частности, разрабатывалась технология, которая позволила бы переносить видео на компакт-диски.

Занимавшиеся кодированием аудио участники MPEG работали над разными версиями стандарта. Их стали называть «слоями». Так появились Layer I, Layer II и Layer III. Последний оказался самым сложным, но, одновременно, и самым продвинутым. Именно на этой версии в итоге было решено остановиться.

Если выбор в пользу Layer III удалось сделать очень быстро, то доведение этого стандарта до ума заняло годы. Качество звучания перекодированной музыки категорически не устраивало ни сотрудников группы, ни самого Бранденбурга. Они долго экспериментировали с записью песни Сюзанн Вега Tom's Diner. И только после того, как Карлхайнц побывал на концерте певицы и убедился, что записанная на CD песня звучит не хуже, чем вживую, работа в основном была завершена. 

В 1992 году ISO утвердила MPEG в качестве стандарта цифрового кодирования аудио. Поначалу MPEG Layer III не получил распространения. Коммерческие заказчики предпочитали Layer II, считая третий слой слишком сложным. Все изменил интернет.

Интернет + Winamp

Разработчики MPEG Audio Layer III, рассматривая проблему передачи аудио через интернет, приняли решение, сделавшие формат MP3 основным. Файлы в MP3 занимали примерно в 4 раза меньше объема, чем оригинальная запись. Но разработчики добавили еще один «аргумент» в пользу третьего слоя. 

Если средства кодирования MPEG, адресованные профессионалам, изначально были дорогими, то решения для декодирования таких записей они постарались сделать доступными всем. Благодаря этому появилось множество программных плееров, самым популярным из которых стал в итоге Winamp. MP3 получил всеобщее признание.

В 2017 году срок действия патентов на MPEG Audio Layer III подошел к концу. Да и у самого формата MP3 появился сильный конкурент – формат ААС. Борьба между ними впереди, но главное достижение MP3 очевидно уже сегодня. Этот формат музыкальных файлов перевернул и отношение к музыкальным записям, и всю музыкальную индустрию. Возможность прослушивать любимые мелодии, где угодно и когда угодно, получило практически все человечество. По крайней мере, та большая его часть, которая обладает собственным цифровым устройством.

Простота и легкость, с которой сегодня люди могут получать и использовать аудиофайлы, привела к тому, что массовым стал целый класс программного обеспечения – аудиоредакторы. И используют их не только профессионалы. Экспериментировать со звуком любят многие меломаны, «чистить» записанный в MP3 звук приходится и тем, кто по роду своей деятельности часто использует диктофоны.

Sound Forge Pro

Наверное, компания Sony, сделавшая мобильный плеер массовым явлением, не могла не отметиться и на рынке аудиоредакторов. Корпорация преуспела и здесь. Sony Sound Forge считается одним из самых популярных редакторов аудио. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что сама Sony разработкой программы не занималась, а в 2016 году и вовсе продала права на нее компании MAGIX.

Sound Forge позволяет делать с аудиозаписями все, что угодно: обрезать запись, анализировать ее и редактировать, создавать из сырого исходника мастер-копию, микшировать, накладывать эффекты, проводить реставрацию звука. Можно даже загрузить из интернета информацию о песне. Интерфейс решения имеет множество настроек – любой пользователь может подогнать его под свои нужды, оставив только те инструменты, которые ему необходимы. 

При всех своих возможностях Sound Forge весьма нетребовательна к ресурсам, использовать программу можно даже на совсем старом компьютере.

Существует несколько вариантов поставки Sound Forge Pro. Можно приобрести (предварительно попробовав бесплатно в течение двух недель) «простую» версию программы для Windows или Mac, подходящую обычным пользователям. Продвинутым меломанам доступен целый комбайн, Sound Forge Pro Suite, в который входят более сорока дополнительных утилит.

Samplitude Pro

Есть в «портфеле» MAGIX еще один аудиоредактор – Samplitude Pro. Если Sound Forge – общедоступное решение, то Samplitude адресован профессионалам. Первоначально это решение представляло собой рабочее место звукооператора. Здесь реализовано точечное редактирование, расширены возможности микширования, сведения и мастеринга.

Adobe Audition

 Разумеется, не могла не отметиться на ниве редактирования аудио и Adobe. Adobe Audition предназначен скорее не профессионалам (как часто бывает с продуктами этого вендора), а широкой аудитории. При этом Audition прекрасно справляется со всеми своими обязанностями – сделать запись, почистить ее, свести несколько дорожек в одну, наложить необходимые эффекты, смикшировать, сделать мастер-копию.

Ashampoo Music Studio

Решения, способные удовлетворить профессионалов, всегда дороги. Аудиоредакторы – не исключение. Но, как и в других семействах программного обеспечения, здесь можно найти недорогие разработки, которые вполне удовлетворят рядового пользователя. К примеру – Ashampoo Music Studio.

Music Studio не предлагает обширной библиотеки звуковых эффектов или набора дополнительных утилит. Однако, обычному пользователю, которому требуется лишь вырезать фрагмент из аудиофайла или очистить диктофонную запись семинара от посторонних шумов, его возможностей хватит с лихвой. Все стандартная функциональность аудиоредактора (запись, очистка, коррекция, сведение) в Music Studio поддерживается, интерфейс отличается простой и дружелюбием, а цена вполне демократична.