Top.Mail.Ru
Вход
Регистрация

Софт с сюрпризом. Ищем «пасхальные яйца» в привычных сервисах и приложениях

Софт с сюрпризом. Ищем «пасхальные яйца» в привычных сервисах и приложениях

Софт с сюрпризом. Ищем «пасхальные яйца» в привычных сервисах и приложениях

В 2019 году феномену скрытой функциональности программного обеспечения исполнилось 40 лет. Сегодня «пасхальные яйца» (именно так называют подобные незадокументированные «фичи») спрятаны в огромном количестве приложений. Эта заметка —  для самых любопытных читателей SoftPower. Ищите скрытые возможности в привычных сервисах и приложениях вместе с нами!

Изобретатель «пасхалок»

В дебютировавшей в 1979 году игре Adventure («Приключение») для приставки Atari 2600 особо везучим пользователям удавалось попасть на скрытый уровень, которого не было в её базовом сценарии. Разработчик Уоррен Робинетт вспоминает, что незадокументированная функциональность игры была его ответом на запрет работодателя где-либо указывать имя сотрудника, которому фактически принадлежит авторство игры.

Программист максимально усложнил попадание на секретный уровень, чтобы скрыть его наличие от тестировщиков компании Atari, которые вдоль и поперёк изучили игру перед её выводом на рынок. Найди они «пасхальное яйцо» до релиза, скрытый уровень в Adventure, скорее всего, не появился бы. 

Каждый пользователь, которому удавалось попасть на скрытый уровень, был в восторге. Молва о тайном уровне в игре Adventure передавалась от геймера к геймеру и примерно через год после начала продаж игры дошла до правящей верхушки крупного конгломерата Warner, частью которой была фирма Atari. Менеджеры корпорации велели программисту удалить упоминание об авторстве игры, которое он оставил на секретном уровне (Created by Warren Robinett — «Создано Уорреном Робинеттом») и оставить вместо него надпись TEXT?. Впрочем, в следующих релизах упоминание вернули.

Сейчас «пасхалки» стали если не обязательным компонентом программного обеспечения, то как минимум любопытным аспектом продуктового дизайна. Софт с сюрпризом выпускают не только разработчики игр (как было с Atari), но и производители вполне серьезного ПО для офисной работы и повседневной жизни. Предлагаем вам пошаговые инструкции, как можно обнаружить «пасхальные яйца» в нескольких программных продуктах и сервисах, которыми большинство из вас пользуется каждый день.

Получилось или нет? Пишите в комментариях!

Ностальгия по Windows Vista

Операционная система Windows Vista не снискала той же популярности, что и Windows XP, однако она дала дорогу ряду функций и интерфейсных «фичей», которые используются в продуктах корпорации Microsoft и по сей день. Видимо, именно этим объясняется желание разработчиков увековечить Windows Vista в «пасхалке», реализованной в Windows 10. В актуальной операционной системе есть функция смены интерфейса и возврата к облику «Висты». Если в 2007-м вам не удалось прочувствовать новаторский дух Windows Vista, сейчас у вас есть такая возможность.

Шаг 1. По правому клику по иконке меню «Пуск» вызываем командную строку.

Шаг 2. Вводим команду date и меняем дату на 01-30-2007 — в этот день увидела свет Windows Vista.

Шаг 3. Даем вашему ПК имя VISTA. Для этого заходим в меню «Пуск», выбираем «Система», а затем — «Дополнительные параметры». На вкладке «Имя компьютера» меняем имя на VISTA.

Шаг 4. Перезагружаем ПК и наслаждаемся (или ужасаемся) интерфейсом Windows Vista.

Чтобы вернуть всё как было, следует сменить имя компьютера на любое другое, не VISTA. Операционка перезагрузится и предстанет в привычном облике Windows 10.

Он вам не «Мак»!

Windows и Mac OS — платформы-антагонисты, которые соперничают с незапамятных по айтишным меркам времен. Вероятно, разработчики Windows на дух не переносят Mac OS. Иначе зачем им оставлять внутри Windows 10 соответствующую «пасхалку»?

Шаг 1. Заходим в меню «Пуск», выбираем «Система», а затем — «Дополнительные параметры». На вкладке «Имя компьютера» меняем имя на APPLE, MACINTOSH, IOS.

Шаг 2. Видим экран ошибки, который Windows выбрасывает во время сбоя программного обеспечения. Обратите внимание на код ошибки: «I_AM_NOT_A_MAC» — «Я вам не «Мак».

Высокие отношения!

Шустрая лиса в PowerPoint

Существенную часть своей работы офисные сотрудники проводят за составлением презентаций. PowerPoint, часть программного пакета Microsoft Office — фактически отраслевой стандарт для этих целей. Но и в деловое до мозга костей приложение серьезные разработчики из Microsoft «зашили» небольшой программный сюрприз.

Шаг 1. Открываем Microsoft PowerPoint.

Шаг 2. В блоке текста набираем набор символов =rand() и жмем Enter.

Шаг 3. Удивляемся фразе The quick brown fox jumps over the lazy dog («Шустрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку»).

На самом деле, удивляться тут нечему. Это фраза-панаграмма. Она глубоко вошла в культуру стран, где пишут на английском языке, так как содержит все буквы английского алфавита. Ранее она применялась для проверки работоспособности пишущих машинок — все ли символы пропечатываются.

Мартышка и Skype

Skype, этот незаменимый помощник в деловых и не очень переговорах, также содержит забавную «пасхалку». И скрытыми эмотиконами разработчики не отделались. Они добавили в «Скайп» ученую (ну как посмотреть) обезьяну. Что нужно, чтобы вызвать ее?

Шаг 1. Откройте Skype.

Шаг 2. Перейдите в любой чат.

Шаг 3. Семь или больше раз быстро-быстро кликните по свободному полю между репликами.

Шаг 4. Наблюдайте за обезьяной, которая улыбается во весь рот, ходит по вашим репликам, пританцовывает и пытается карабкаться вверх.

Когда общество мартышки вам наскучит, вы можете ее убрать из окна «Скайпа», трижды кликнув по ней.

Верните букву «К»!

Ностальгия — мощная штука, когда речь заходит о внешнем виде привычных приложений. «Лаборатория Касперского» после ребрендинга поменяла привычную букву «К» в своем десктопном антивирусе на шестиугольник. Специально для консерваторов разработчики предусмотрели возврат к прежнему знаку. Для этого:

Шаг 1. Наводим курсор на логотип антивируса в строке справа внизу (где часы).

Шаг 2. Кликаем по логотипу правой клавишей.

Шаг 3. Выбираем пункт «О программе».

Шаг 4. Включаем Caps Lock.

Шаг 5. Набираем на клавиатуре сочетание IDDQD и видим прежний логотип с привычной красно-черной буквой «К».

Вернуться к актуальному логотипу очень просто — достаточно проделать аналогичные манипуляции в том же порядке.

Играем в мяч в Facebook Messenger

Вы наверняка слышали про казуальные игры. Это простейшие «изделия» создаются для того, чтобы скоротать время, поэтому обладают простейшим геймплеем и элементарны в реализации. Facebook встроил такие игры в свой мессенджер, но сделал это под видом «пасхальных яиц»: надо знать, как получить к этим играм доступ.

Шаг 1. Откройте Facebook Messenger на своем смартфоне.

Шаг 2. Выберите произвольный чат.

Шаг 3. В строке для текста найдите раздел «Смайлики» и выберите там футбольный или баскетбольный мяч.

Шаг 4. Отправьте мяч собеседнику.

Шаг 5. Коснитесь мяча пальцем и таким образом перейдите в игру. Жонглируйте футбольным мячом или попадайте в кольцо баскетбольным.

Несмотря на примитивный геймплей, у разработчиков Facebook получилось создать крайне «залипательные» игры, за которыми можно забыть о рабочих обязанностях или проехать свою остановку. Уж мы-то знаем!

Монетка Google для важных решений

Когда нет уверенности в правильности решения, на помощь призывают случай. Его проводником выступает обычная монетка. Но что делать, когда монетки под рукой нет, а важное решение (например, что заказать на обед — пиццу или суши) требуется принять именно сейчас? Программисты корпорации Google всё продумали. И специально для таких случаев реализовали в своем поисковике функцию монетки. Что нужно, чтобы ею воспользоваться?

Шаг 1. Открываем google.com.

Шаг 2. Сообщаем о своем желании подбросить монетку — набираем flip a coin.

Шаг 3. На странице выдачи видим виджет с монеткой, которая решит судьбу вашего обеда.

Разработчики Google — знатные мастера по части дополнительных фичей, «пасхалок» и других способов расширения функциональности своего поисковика. Ребята из одного агентства по поисковой оптимизации насчитали под 80 подобных «фишек» поисковика. Впечатляет!

Заключение

Среди разработчиков софта нет относительного мнения о полезности «пасхалок» в составе программного обеспечения. Одни компании неутомимо выдумывают секретную функциональность для своих продуктов. Другие запрещают своим программистам подобную самодеятельность, отмечая, что пользователь платит деньги за конкретные возможности продукта. а не за самоутверждение команды разработки.

Бесспорно, «пасхалки» накрепко вошли в обиход создателей программных продуктов и вызывают у пользователя позитивные эмоции. А других и не может быть. Ведь обнаружить скрытую функцию в привычном ПО — это как найти маленькое сокровище в комнате, в которой живешь много лет.